Музей "Старый Уральскъ"

Текущее время: 23 окт 2018, 07:18

Часовой пояс: UTC + 5 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2009, 22:43 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
18.02.2003

Очарованье старины
Эта уникальная выставка, открывшаяся в книжном магазине «Оптима» в Уральске, должна была функционировать только десять дней. По просьбе горожан ее продлили еще на полторы недели. Но поток идущих сюда людей не уменьшается. А в книге отзывов все чаще повторяется просьба сделать выставку «Старый Уральск» постоянно действующей.
Для хозяйки магазина «Оптима», предпринимателя Натальи Сладковой эта выставка — сбывшаяся мечта. Она родом из нашего необыкновенного города на перекрестке Европы и Азии. И ей так же, как и многим уральцам, дороги воспоминания о тихом, провинциальном Уральске, который за последние десятилетия вырос, изменился, а за два последних года неузнаваемо похорошел. Но старшее поколение еще помнит давнишний Уральск с деревянным мостом через Урал, одноэтажным железнодорожным вокзалом, построенным в конце XIX века, с мостовыми, по которым цокали копытами лошади… Воспоминания из этого дальнего далека — самые дорогие и незабываемые.
Главным увлечением Натальи Акимовны всегда была «страсть к чтению». Поэтому, когда выбирала профессию, особых колебаний не было. Поступила на филологический факультет. Но жизнь распорядилась иначе. Пришлось идти работать. Окончила строительный техникум. И сейчас работает в строительной фирме. Но книги навсегда остались основным пристрастием. Ее сыновья, Иннокентий и Станислав, тоже заядлые книгочеи. Когда в 1999 году открылся магазин «Оптима», он сразу обратил на себя внимание книголюбов. Прежде всего, потому, что здесь можно купить умную книгу, на прилавках и стеллажах главное место занимает классическая литература, словари, справочники, учебники. К тому времени уже набили оскомину даже у самого невзыскательного читателя книги-однодневки, карманные романы про разделенную и трагическую любовь, низкопробные боевики и откровения светских львиц и донжуанов. У «Оптимы» появились завсегдатаи. Это люди думающие, умеющие ценить настоящую литературу. К тому времени, когда возникла идея выставки, Наталья Акимовна уж знала, что именно у них можно найти поддержку.
И вот несколько месяцев назад в уральских газетах появилось объявление о том, что ТОО «Оптима» приглашает помочь в организации выставки всех, кто имеет фотографии старого, дореволюционного Уральска, книжные раритеты. Активность земляков превзошла ожидания организаторов.
В день открытия выставки сюда буквально пришлось протискиваться. Для того чтобы разместить экспозицию, к магазину было пристроено два специальных зала.
На открытии кандидат исторических наук, член Ассамблеи народов Казахстана, известный ученый и собиратель фольклора, преподаватель Западно-Казахстанского государственного университета Евгений Коротин отметил, что организация выставки — добрый пример меценатства; уже обозначился процесс, когда представители бизнеса вкладывают средства в поддержку культуры. Евгений Иванович Коротин назвал еще одно имя: Геннадий Леонидович Мухин. Этот человек собрал удивительную коллекцию открыток с изображением Уральска начала XIX века. Нужно сказать, что именно Геннадий Мухин познакомил Наталью Акимовну с собирателями, коллекционерами, краеведами, усилиями которых собраны экспонаты выставки.
На открытии вернисажа не обошлось без народных песен. Особый настрой у всех собравшихся был создан детским фольклорным ансамблем «Яикушка» под руководством Натальи Комаровой. Юные артисты встретили посетителей выставки звонкими песнями и лихим переплясом.
Краевед Александр Курлапов вызвался быть моим экскурсоводом по выставке. Здесь сначала попадаешь в атмосферу середины XIX века. Именно к этому времени относится мебель, представленная в экспозиции. Шкаф, комод, часы, зеркало — все подлинное, изготовленное в 50—70-х годах девятнадцатого столетия.
— Посетители обязательно смотрятся вот в это зеркало, интересно все-таки, в этом стекле отражались их далекие предки, — рассказывает Александр Зотович. — Заливщики зеркал, как правило, жили недолго, потому что в то время в работе использовалась смесь ртути с серебром. А вот это зеркало имеет желтый отлив, оно наверняка заливалось с добавлением золота.
Вся мебель прекрасно сохранилась. Настоящим произведением искусства можно считать горку. Сегодняшнее поколение вряд ли помнит, что именно так назывался посудный шкаф, стеклянная дверца и ящики которого были непременно украшены деревянной резьбой. Так обставляли свои дома люди из среднего и чиновничьего класса. Казалось, что подсвечники, дополняющие убранство комода, были только недавно погашены. А взяв ручное зеркало, так и хотелось произнести сказочные слова: «Свет мой, зеркальце, скажи…» На отдельном стеллаже — предметы кухонной утвари, утюги, которые раскаляли углями, печные изразцы. А белье в минувшие века гладили вальками. Женщина, которая принесла такой валек в книжный магазин, рассказывала, что и сейчас пользуется этим нехитрым приспособлением, гладит полотенца. И от этого они становятся мягкими и пушистыми. До сих пор одна из улиц Уральска называется Вальково-набережной.
На одном из стендов — патефон с пластинкой «На сопках Манчжурии», датированной 1905 годом.
— Когда приходят школьники, — говорит с улыбкой Александр Курлапов, — то непременно спрашивают, где находится в патефоне батарейка.
На отдельном стенде выставлены знаки страховых компаний, еще на одном — подковы и стремена различных конструкций. Причем подковы, оказывается, были летние и зимние. Последние изготавливались с шипами.
— А вот эти подковы выпускались только в нашем крае, — поясняет Александр Зотович. — Ими подковывали быков, которые вывозили рыбу со льда реки во время багренья.
Орудия багренного лова рыбы, причем отлично сохранившиеся, также представлены на выставке. За стеклом и экспонаты, которые обнаружил в результате собственных археологических раскопок Александр Курлапов. Да, он, вместе со своим помощником, ежегодно после весеннего паводка занимается изысканиями. А помощник у него — Урал, который подмывает крутой, обрывистый берег со стороны города, в самой старой его части — Куренях. И как только кончается паводок, Александр Зотович выходит «собирать урожай». Многие предметы, считает он, относятся даже не к городской культуре, а к предтече города. Ими пользовались первопоселенцы. Это обломок каменной мотыги, кресало, горлышки вьючных фляг, наконечники стрел. К более позднему времени относятся литые пуговицы, различные пряжки и застежки. А вот гребень из самшита; эта находка свидетельствует о том, что в стародавние времена наши предки имели торговые связи с дальними странами, такими как Индия, где растет самшитовое дерево.
Естественно, что самый большой интерес у посетителей к старинным книгам. Вот только несколько названий: «История пугачевского бунта» Пушкина 1871 года издания, «Беловодское царство» Короленко — 1903 год, «Правила рыболовства», изданные в 1905 году, «Рукописная книга» из библиотеки Оренбургского военного губернатора — 1791 год. Перечислять все раритеты пришлось бы долго. Здесь же — книги уральских авторов, сборники, свидетельствующие о том, как тесно на перекрестке Европы и Азии переплетались восточная и славянская культуры: «Россия и Букеевское ханство», «Народная одежда в восточно-славянских обычаях и обрядах девятнадцатого — начала двадцатого века».
Еще в одном зале посетителей встречает краевед Анатолий Трегубов. Именно здесь на открытках и фотографиях можно увидеть здания центральной части города, какими они были столетия назад. И сравнить их с тем обликом, какой они обрели сегодня. В этой экспозиции представлена большая часть зданий, признанных архитектурными памятниками. Совершая это путешествие в прошлое, уральцы узнают, например, что в здании, где сейчас располагается областной акимат, прежде находился торгово-промышленный коммерческий банк, что Уральская мечеть построена в 1897 году, а здание нынешнего областного историко-краеведческого музея возводилось как казахско-русская ремесленная школа. А вот нынешний естественно-географический факультет ЗКГУ всегда был учебным заведением. В XIX веке в нем располагалась женская гимназия, а в XX — институт народного образования и педагогический институт. С большим интересом посетители выставки знакомятся со старинными зданиями, варварски уничтоженными большевиками. К их числу относятся храмы и церкви. Многие из них воссозданы на картинах уральского художника Николая Микушкина. Сейчас художник живет в Америке.
Собрание фотографий предоставил известный в крае фотограф и краевед Юрий Асманов. На них — купцы и приказчики Уральска начала XX века. Среди них — и Александр Тимофеевич Карев. Это, пожалуй, единственная фамилия, которую знают все уральцы. Огромное трехэтажное здание в самом центре города до сих пор называют домом Карева. В начале XX века оно было самым высоким в городе. Сейчас в нем находятся областная филармония имени Гарифоллы Курмангалиева, областная библиотека имени Жубана Молдагалиева, несколько магазинов. Магазины находились на первом этаже и в начале прошлого века. Второй этаж занимало офицерское собрание, а третий — гостиничные номера. Анатолий Трегубов предложил обратить внимание еще на одну фотографию. С нее спокойно и властно смотрела дородная и красивая женщина.
— Это жена наказного атамана Шипова, — рассказывает Анатолий Григорьевич. — Софья Петровна Ланская была дочерью Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной от второго брака.
Прошлое Уральска связано со многими известными именами. Перечислить всех знаменитых людей, бывавших здесь, — задача практически невозможная: Александр Пушкин, Владимир Даль, Василий Жуковский, Лев Толстой, Сакен Сейфуллин, Жубан Молдагалиев, Габдулла Тукай...
Обо всех экспонатах выставки рассказать невозможно. Так же, как и осмыслить все увиденное, побывав здесь лишь однажды. Поэтому многие уральцы приходили сюда и раз, и два. И непременно делали для себя все новые и новые открытия. Возвращаясь, нередко люди приносили сюда то, что было дорого и хранилось как семейные реликвии. Уже после открытия выставки горка наполнилась старинной посудой. На графине для вина мудрая надпись: «Пей вино да живи умно».
Я разговаривала на выставке с учеными, историками, литераторами. Кандидат исторических наук Захот Мухлисова отметила, что организаторам выставки удалось передать колорит старого Уральска, что подготовлена экспозиция с большой любовью к родному краю. Начальник управления архивами области Вячеслав Иночкин говорил о том, что собирательство всегда порождает интерес к истории и дает толчок к познанию. Эта выставка учит бережному отношению к наследию, оставленному нашими предками. Отмечали мои земляки и то, что выставке недостает научной систематизации, но ведь она и не ставила перед собой такой цели.
— Главная направленность выставки — просветительская. Мы предложили всмотреться в старый Уральск и представили на общее обозрение то, что хранилось в частных собраниях и коллекциях, — поясняет Наталья Сладкова. — Те экспонаты, которые уральцы доверили нам на время работы выставки, будут им возвращены. Один зал, где размещены копии старинных фотографий, будет постоянной экспозицией. Первой ласточкой в задуманной нами серии «Уральская библиотека» стало издание книги «Лица старого Уральска». Работа эта будет продолжена.
— Выставка «Старый Уральск» заставляет думать, а каждым экспонатом можно любоваться, — сказал поэт Владислав Ирхин.
Людмила КОРИНА


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Опять идут старинные часы
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2009, 14:25 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
20.05.2003

Опять идут старинные часы
Своеобразным культурным центром и народным музеем стал в Уральске книжный магазин «Оптима», где открылась первая выставка под названием «Старый Уральскъ». Ее экспонаты собирали поистине всем миром. Книжные раритеты, археологические находки, картины, открытки и фотографии, мебель и зеркала — все это воссоздавало реальный облик Уральска прошлых веков. Теперь к этому облику прибавились новые черты.
С первых дней работы выставки книга отзывов стала наполняться просьбами уральцев и гостей города сделать выставку постоянно действующей. Когда принесенные жителями города экспонаты были возвращены их владельцам, осталась экспозиция старинных фотографий исторической части Уральска. Осталась возможность сравнивать город, каким он был столетия назад, с сегодняшним — отреставрированным и похорошевшим, убедиться в том, что в одном из старейших городов Казахстана бережно и заботливо сохраняется его историческая часть, ее неповторимый архитектурный ансамбль.
И еще эта первая выставка навсегда запечатлена в материалах первой книги из серии «Уральская библиотека». «Лицо старого Уральска» — так назвали ее создатели. Энтузиастами подвижнической работы по сохранению истории края стали хозяйка магазина Наталья Сладкова и ее сын Иннокентий Брындин, краеведы Геннадий Мухин, Александр Курлапов, Анатолий Трегубов.
Идея следующей экспозиции, недавно открывшейся в «Оптиме», бесспорно, удачна. Это выставка старинных часов и самоваров. И опять же все экспонаты — из частных коллекций. Глубоко символично, что часы, отсчитывавшие время дореволюционного Уральска, времена революций и войн, мирных лет, теперь отмеряют новое время, когда стало возможным воссоздавать историю без купюр и искажений. Каждым представленным на выставке экземпляром нельзя было не залюбоваться. Из дерева ценных пород, с резными дверцами, фигурными маятниками, мелодичным звоном, они создавали совершенно особый настрой, атмосферу, в которой ясно осознается неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего.
Чаепитие и у казахского, и у русского народа всегда ассоциировалось с гостеприимством. Хлебосольные семьи прежде имели не один, а несколько самоваров. Ведерные и даже четырехведерные самовары когда-то в Уральске не были редкостью. Среди собранных на выставке в «Оптиме» есть и изготовленные руками прославленных тульских мастеров, о чем свидетельствуют товарные знаки на их начищенных пузатых боках. Все посетители этой необычной выставки не могли не задержаться рядом с необычным самоваром, состоящим из двух отделений. Прежде уральцы называли его «варным». Происхождение этого слова определялось тем, что в таком самоваре можно было одновременно варить суп или уху и чай кипятить. Впервые такой самовар я увидела в селе Дарьинское, в местном музейном комплексе, в составе которого есть Дом-музей Михаила Александровича Шолохова. Великий писатель, называвший Казахстан второй родиной, нередко приезжал в это село во время войны и в послевоенные годы. Он был страстным охотником и рыболовом. А на рыбалке и охоте в этих местах такой самовар издавна считался вещью незаменимой. Кто знает, может, и автор «Тихого Дона» сумел оценить удобное и практичное изобретение местных жителей.
Второй книгой, вышедшей в серии «Уральская библиотека», стало переиздание путевых заметок Григория Хохлова «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». Поводом для переиздания стало столетие выхода книги в свет. И сама история этого необычного похода, и изложенные в книге материалы необычайно интересны. За прошедший век издание это стало библиографической редкостью. Издатели учитывали и возрождающийся интерес к прошлому, к богатейшей истории родного края. Раритет был выставлен в экспозиции «Старый Уральскъ». И еще тогда, в январе, многие книголюбы говорили о том, что хотели бы иметь «Путешествия» на полках своих домашних библиотек. Теперь их желание осуществилось.
На презентации книги речь шла о том, что ее первое издание появилось при самом деятельном участии Владимира Галактионовича Короленко. Писатель приехал в Уральск в 1900 году для того, чтобы собрать материал для романа о Емельяне Пугачеве. Короленко успел поработать в архиве и побывать в окрестностях Уральска. В одной из таких поездок судьба свела его с Григорием Хохловым из села Кирсаново. Тот поведал ему о том, как казаки искали Беловодское царство. На протяжении всего путешествия Григорий Терентьевич вел дневник. Короленко убедил Хохлова опубликовать свои путевые записи. И когда некоторое время спустя описание этого необычного путешествия было прислано в Петербург, Короленко представил его членам Русского Географического общества. С их одобрения и с предисловием Короленко книга была опубликована. Вместе с Хохловым в дальнюю дорогу были снаряжены еще двое — Онисим Барышников и Вонифатий Максимычев.
В дальнюю дорогу путешественников снаряжали всем миром. Собрали денег «на расходы». В июне 1898 года началась эта необычная экспедиция. Путь, который она прошла, внушает уважение к этим сильным и бесстрашным людям. Их маршрут пролегал через Турцию, Кипр, Израиль. Путешественники обогнули Индостан и Индокитай, побывали в Японии. Объехав полмира и нигде не обнаружив заветной земли, через Дальний Восток и Сибирь они вернулись домой. Конечно, непросто было преодолеть такое расстояние, причем без знания языков. Но хоть мифическая цель поездки и не была достигнута, интонации разочарования в путевых записях не чувствуется. Столько нового, интересного, непознанного увидели путешественники во время поездки!
Читается книга легко, хотя написана человеком, не имеющим никакого отношения к литературному творчеству. В предисловии Короленко пишет о том, что «…позволил себе только, для облегчения чтения, разбить текст на главы. В остальном я сохранил в неприкосновенности своеобразный и часто очень выразительный при всей неправильности слог автора».
И после возвращения путешественников надежда найти земной беловодский рай еще долго не оставляла их. Как рассказала заведующая музейным комплексом села Дарьинское Ольга Чеканова, специально была отправлена депутация к Льву Толстому, чтобы расспросить его о том, есть ли действительно Беловодское царство. На что Лев Николаевич ответил, что есть, только найти его невозможно.
— В наших местах, — говорит Ольга Чеканова, — земляки путешественников помнят об этом необычном «хождении за три моря». Рассказы об этом походе передавались из поколения в поколение. Разумеется, те, кого отправили в столь небезопасную дорогу, были лучшими из лучших.
История края на стыке Европы и Азии необыкновенно богата. Только что «Оптима» издала книгу Р. Абузярова «Уральск — поэтическая родина Г. Тукая», интересный рассказ об уральском периоде жизни великого татарского поэта. А в плане уральских издателей — выпуск сборников очерков уральских писателей, краеведов. И, конечно же, будут пополняться экспозиции выставочных залов. Потому что это поистине народная выставка.
Людмила КОРИНА


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Литература и... картошка
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 20:25 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
01.07.2005

Литература и... картошка
Помните, когда-то мы были самой читающей страной в мире? Первые книжки молодых авторов издавались тиражом 50 и более тысяч экземпляров — и это не казалось чрезмерным, тиражи книг известных писателей зашкаливали за 200—300 тысяч. Приложения к журналу «Огонек» — эти обязательные 24 тома в год — выходили вообще головокружительными тиражами — до миллиона и даже больше экземпляров. Естественно, огромными тиражами печаталась классика. Выходили специальные серии — «Библиотека классики», «Классики и современники», было осуществлено издание уникальной «Библиотеки всемирной литературы», среди книголюбов ценились серии «Литературные памятники», «Литературное наследство», «Памятники исторической мысли» и многие другие. И эти книги не лежали на полках; книжные прилавки — было такое время — брали едва ли не штурмом. К магазинам подписных изданий выстраивались огромные, тревожно гудящие очереди. Трудно переоценить значение этой книжной экспансии. Конечно, наивно полагать, что все тогдашние покупатели были одновременно и страстными читателями, но согласитесь, что книга в доме, как ружье на сцене в первом акте, обязательно свою задачу выполнит, рано или поздно, но она будет открыта. И потом, по мне, пусть лучше обыватель коллекционирует книги, чем фарфоровых слоников.

Сегодня тиражи книг упали, да не упали — рухнули с головокружительных высот на землю. Тысяча экземпляров считается очень приличным тиражом. Поэтические книжки, даже известных авторов, печатаются в 200—300 экземпляров, бывает, что и 100 экземпляров тиража никого не удивляют. Да и они не разбираются страждущими читателями с боя.

Говорят, что рынок всему придал свою цену, все расставил по местам, спрос определяет предложение. Категорически не согласен с этим утверждением. Литература — не картошка... Кто-то сказал, что литература — это способ быть творцом, преображать мертвый мир, постоянно его сотворяя, давать смысл и порядок неодушевленному хаосу. А еще сказано, что литература — это руководство человеческого разума человеческим родом. Хороши же мы будем, если отдадим на откуп рынку эти инструменты человеческого духа!.. Однако так пока и выходит. Прилавки завалены литературными поделками, выпущенными во славу рыночных отношений, — по принципу «пипл хавает». Жюль Верн, Александр Беляев, Алексей Толстой, Карел Чапек и многие другие, создававшие научно-фантастические произведения, предвосхитили многие современные открытия — лазер, роботов, новые виды двигателей; сегодня литераторы бросились выпекать «фэнтези» — ничего не предвосхищая, ничего не объясняя, не заботясь даже о логике повествования: красотки, едва прикрытые лоскутком ткани, размахивают лазерными мечами в открытом космосе, толстенные тома набиты демонами, драконами, восставшими из гробов покойниками.

Конан Дойл, Агата Кристи, Жорж Сименон создали не только мир приключений, они учили нас размышлять, большинство нынешних стараются завалить трупами все книжное пространство... Любовные истории отдают порнографией, исторические романы похожи на фантастику, детские книжки страшно открывать — и не над чем в них думать, огорчаться, радоваться, переживать... И это облегченное чтиво «пипл хавает», а значит, и цены на эти издания, не могу назвать их книгами, соответственные. Они просто потрясают, а ведь было время, когда издавались — специально для народа — дешевые книги. В Астане я провел небольшое исследование — прошел по нескольким книжным магазинам и магазинчикам, решив выяснить цену на — первое, что пришло в голову, — знаменитую ныне трехтомную «Московскую сагу» Василия Аксенова. Говорить о литературной ценности книги не будем — речь не об этом. Так вот, разброс цен оказался просто потрясающим — от двух до шести тысяч тенге!.. А ведь самые заядлые книгочеи отнюдь не те, кто не привык считать деньги. Прежде мы говорили: «Книга — лучший подарок», теперь впору добавлять: и очень дорогой!.. А еще, помните, кругом висели рекламные плакаты: «В сберкассе накопил...» — и чего-то там купил? Предлагаю вариант: «Спасибо тебе, ипотека, за пополнение библиотеки!».

В столице вообще есть магазины, которые своими безумными ценами, пустынным равнодушием, пренебрежением (нет покупателей — и не надо, не для них все это!) как бы говорят читателю: убирайся! Головокружительные цены постепенно делают книги недоступными для массового читателя, особенно на селе. Не случайно время от времени проводятся нынче благотворительные акции по сбору книг. Не берусь судить об их эффективности, но сам факт говорит о многом.

Знаменитый издатель Иван Сытин писал некогда: «Я верю в будущее... просвещения... в силу света и знания... Моя мечта, чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу. Чтобы книга стала лучшим другом крестьянина и стала близка ему». Сытину, по словам известного книговеда Е. Динерштейна, удалось «коренным образом изменить характер издаваемой литературы». Народная книга, предназначенная для глубинки, из убогих изданий стала заметным явлением в культурной жизни страны. Не случайно в 1882 году на Всероссийской промышленной выставке за книжные экспонаты Ивану Сытину была присуждена высшая для выходца из крестьян награда — Бронзовая медаль. Сытин принимал самое деятельное участие в издании дешевых, изящных книг с рисунками Сурикова, Репина, других художников. Сытин печатал великолепные иллюстрированные календари, «предтечи энциклопедий». Известны три сытинских требования: очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию. Примечательно, что доходы эти издания предпринимателю не приносили. Сытин знал, что «на любимом детище не разживешься», а польза, приносимая от патриотического начинания, обернется сторицей. Для него, выходца из народа, было заветной мечтой — просвещение народа, иногда даже в ущерб себе как предпринимателю. О Сытине можно говорить много, но лучше бы привести пример современных издателей или хотя бы книготорговцев, болеющих душой за дело распространения хорошей книги. Увы!..

Сегодня найти интересные книжные магазины совсем нелегко. «Академкнига» в Алматы, «Оптима» в Уральске, еще от силы два-три магазина смогу назвать, где к торговле книгой относятся не как к реализации соленых огурцов или торговле пиломатериалами. Да, кроме культуры издания, нужна и культура торговли книгами.

Один из величайших композиторов, музыкант-виртуоз Антон Рубинштейн сказал некогда: «Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов». Наверное, можно добавить: и по книгам, продающимся в них. Заходишь нынче в книжный магазин и трудно поначалу избавиться от ощущения, что попал в галантерейную лавку, так много там пестроты, лакированных картинок, томных красоток и мясистых мачо. На одной из обложек изображен звероподобный мужик, крадущийся с топором. Не иначе, как очередной роман ужасов. Оказалось, что это «Преступление и наказание». Издатели словно сомневаются: осилим ли мы Достоевского без пояснительных картинок? И надо сказать, сомневаются не зря. Как-нибудь выберите десять-пятнадцать минут и поспрашивайте у подростков, ну, например, о том, кто автор «Анны Карениной». Уверяю вас, получите массу новой и поучительной информации. А вообще, классикой, серьезной литературой нас особенно не балуют, даже в обложках, похожих на фантики. И результат не замедлил сказаться: едва ли не все пространство памяти наших детей забито потерами, терминаторами... В соседней России уже давно бьют тревогу о засилье «чужих»... В Интернете можно найти немало материалов на эту тему: «Мальчик-колдун в книгах Роулинг борется с так называемым злом («плохими» взрослыми, родственниками, учителями, священниками) с помощью магии и потусторонних сил. Иисус Христос представлен в книгах «слабаком», достойным презрения; подробно изображены ритуалы, заклинания, процесс изготовления амулетов... то есть фактически представлено руководство по магии для начинающих. Один из последователей современного сатанизма не так давно хвастался в средствах массовой информации тем, что за время, прошедшее с выпуска первой повести Роулинг, ряды сатанистов пополнились на 20 миллионов (!) мальчиков и девочек.

Наверное, подобные рассуждения не лишены преувеличений, но факт, что наши дети меньше стали читать хороших книжек, не оспаривается никем. Как-то в Астане одна старшеклассница из престижной школы, отличница, сказала мне, смущаясь: «Сама я книги читаю... по программе, и даже сверх нее, но в нашем классе больше никто этого не делает...». Меньше всего хочу показаться брюзгой, вот, дескать, в наше время как было замечательно! Было по-разному, но книжки, журналы «Юность», «Новый мир» в нашем классе читали в очередь, брали толстенные книжки на «пару дней», даже «на ночь»! И прочитывали. Стыдно было признаться, что ты не читал «Коллеги», «Звездный билет», «Бабий яр»... Стихи Ахмадулиной, Вознесенского, Олжаса Сулейменова переписывались из одной школьной тетрадки в другую... Сегодня представить себе подобное трудно.

Программа «Культурное наследие» предусматривает подготовку и выпуск изданий национальной и мировой научной мысли, культуры и литературы. Предполагается выпустить книжные серии «Бабалар созi», «Библиотека мировой литературы», «Философское наследие казахского народа», «Мировое философское наследие» и другие... Это замечательно, но, наверное, еще нужно приготовить читателей, уже основательно привыкших к чтиву, к восприятию настоящей литературы.

Александр Блок сказал однажды: «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Федору Достоевскому принадлежат слова: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».

Что ж, возьмем в руки книгу!..
Геннадий ДОРОНИН


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Часы отца и самовар прабабушки
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 20:48 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
02.03.2006.

Часы отца и самовар прабабушки
Согласитесь, что книжный магазин и музей, являющиеся как бы продолжением друг друга, встретишь не часто. То, что музей «Старый Уральск» работает именно при магазине «Оптима», вполне закономерно. Потому что с самого начала, даже в самые трудные годы, в «Оптиме» предпочтение отдавалось не конъюнктурной, а умной книге — классике, мемуарам, справочной литературе. За словарями, различными пособиями, книгами казахстанских авторов тоже шли сюда. Магазин стал своеобразным клубом книголюбов. В нем и родилась идея создания музея.
Помню, как на его открытии люди теснились рядом с книжными стеллажами. Было это три года назад. Поначалу музей занимал две, а вернее полторы комнаты. Экспонаты приносили сами уральцы. Доставали их с пыльных чердаков, называемых в Приуралье подловками, из ящиков бабушкиных комодов. Краеведы, ученые, историки, литераторы — все, кому дорого прошлое их самобытного края, стали завсегдатаями музея, для которого «народный» больше чем звание. Он такой по сути своей. Поскольку создан не по указке сверху, а по народной инициативе. К тому же его залы никогда не пустуют. Сюда приходят школьники, студенты, гости города. Не прекращается и собирательская работа. Новые экспозиции постепенно вытеснили магазин, который теперь размещается по соседству.
Всякий раз, бывая здесь, убеждаешься в том, насколько щедр и бескорыстен наш народ. Ведь люди расстаются не просто с вещами, а с семейными реликвиями для того, чтобы сохранить, донести до потомков овеществленную память о прошлом. Создателям, энтузиастам этого собрания удалось сформировать экспозиции таким образом, что с самого порога как бы переступаешь временную грань и оказываешься под неотразимым обаянием патриархального Уральска. Собранные на специальном стенде старинные фотографии воссоздают его достоверный образ. Этот экскурс в прошлое никого не оставит равнодушным. Потому что здесь представлены и сохранившиеся, узнаваемые здания, и те, что, к сожалению, не уцелели. Нужно сказать, что центральная часть Уральска и по сей день является историческим и архитектурным памятником. Когда, кем построены, кому принадлежали эти дома, что располагалось в них прежде... Информация под фотографией — это мини-рассказ о жизни каждого из этих уникальных строений.
Для того чтобы собрать свою коллекцию, краеведу Александру Курлапову не нужно было участвовать в дальних археологических экспедициях. Несколько десятилетий кряду он искал эти «сокровища» на уральном яре в районе города. Каждый год быстротечная река подмывает берег, обнажая многовековые наслоения. Дверные петли, ременные бляхи, инструменты, монеты, стремена, подковы, пуговицы, ключи и пули — сегодня этим находкам, действительно, цены нет. Прекрасно сохранились багры для ловли осетровых. И по сей день в Приуралье эту рыбу называют не иначе как красной. Здесь вам непременно расскажут о том, насколько бережно относились наши предки к рыбным богатствам Урала. Лов вели только в определенное время, когда это не шло во вред кормилице-реке.
Гири, умывальники, гордо переливающиеся начищенными боками самовары, часы, утюги, горшки и кубатки — различные предметы хозяйской утвари могут немало рассказать о быте местных жителей в прошлые века. За стеклами украшенных причудливыми деревянными узорами посудных шкафов, именуемых горками, переливается и тончайший расписной фарфор, и непритязательный фаянс. Но даты на донышках чашек и тарелок одинаково солидные. На застекленных витринах разложены старинные фолианты. Предмет особой гордости — Евангелие 1627 года. Много книг об Уральске и уральском крае. Ордена, награды, фуражки лейб-гвардейцев, фотографии георгиевских кавалеров, семейные альбомы... Переходя из зала в зал, можно поэтапно знакомиться с богатейшей историей необыкновенного края на слиянии Европы и Азии. Отдельные стенды посвящены Великой Отечественной войне, освоению целины. Солидная экспозиция рассказывает об уральском периоде жизни Габдуллы Тукая. Сейчас здесь центральное место занимает выставка детских рисунков. Это иллюстрации юных уральцев к стихам Тукая и изображения татарской слободы, где учился, работал и жил поэт.
— Если приходится что-то реставрировать, — рассказывает краевед, консультант музея Анатолий Трегубов, — то мы стараемся делать это предельно бережно. Но большинство экспонатов представлены в первоначальном виде. Выставлено далеко не все. Часть вещей хранится в запасниках.
Связь с музеем поддерживают и соотечественники из зарубежья. Так, совсем недавно кандидат исторических наук Сания Сагнаева, живущая в Москве, передала в дар музею солидную коллекцию казачьей одежды. В том, что у нас общее историческое пространство, а мир все-таки действительно тесен, можно убедиться в любом музее. В том числе и в этом. Человеческие судьбы переплетаются самым удивительным образом. С Западным Казахстаном связано множество известных имен. Край этот был всегда привлекателен для исследователей, историков, поэтов и писателей. Уральск — единственный в Казахстане город, где побывал Александр Сергеевич Пушкин. В оренбургском и уральском краю он собирал материал для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Останавливался поэт в доме наказного атамана. А через несколько десятилетий в этом же самом доме, выйдя замуж за атамана Шипова, будет хозяйничать дочь Натальи Гончаровой от второго брака Софья Петровна Ланская. На старинной фотографии эта властная, красивая, дородная дама снята в окружении жен офицеров казачьего войска.
У каждого экспоната своя история. Даже для беглого осмотра музея не хватит и нескольких часов. Наверное, поэтому родилась идея заняться еще и издательской деятельностью. В серии «Уральская библиотека» вышло уже четырнадцать книг, так или иначе связанных с историей Приуралья. Почти все принадлежат перу наших современников. А вот последняя увидела свет более чем через 120 лет после смерти автора.
Презентация сборника произведений Никиты Савичева «Уральская старина» проходила в областной филармонии имени Гарифоллы Курмангалиева. И ни разу до этого мне не приходилось видеть в довольно просторном концертном зале такого количества зрителей. Приставных мест тоже не хватало. Интерес к событию вполне понятен. Как это ни парадоксально, имя самобытного и, бесспорно, талантливого уральского художника, поэта, писателя, этнографа забытым не назовешь. И в трудах ученых, литераторов встречаются ссылки на произведения Савичева. А вот единой книгой они опубликованы впервые. Это прежде всего заслуга кандидата филологических наук, заведующего кафедрой русской литературы ЗКГУ Николая Щербанова.
Николай Михайлович — краевед и литературовед, собиратель и исследователь фольклора, традиций, обрядов и обычаев. Еще в молодости, будучи аспирантом, Щербанов начал собирать стихи, рассказы, очерки, статьи и рисунки Савичева. Источники были разные — архивы, подшивки «Уральских войсковых ведомостей». В те времена не было ксероксов и сканеров. Как сознался Николай Михайлович, на фотокопии нередко уходила вся его аспирантская стипендия. Но именно благодаря его подвижничеству сегодня мы можем знакомиться с творчеством писателя, которого вполне справедливо называют настоящим самородком.
Интересна и судьба Никиты Федоровича. Зал слушал рассказ Николая Щербанова о жизни своего талантливого земляка, буквально затаив дыхание. Он был широко образованным человеком, с отличием окончил Уральское войсковое училище. Знал несколько языков. Прекрасно владел казахским. Служил не только в Уральске, но и на Украине. Именно там он много слышал о Тарасе Шевченко, побывал в родных местах поэта — селе Кирилловка. А вернувшись домой, стал искать случая познакомиться с Тарасом Григорьевичем. Этот случай представился в 1850 году, когда Шевченко приезжал в Уральск. Два года спустя Савичев поедет в Новопетровское укрепление, где поэт отбывал ссылку. Об этих встречах и переписке с великим кобзарем рассказано в очерке «Кратковременное знакомство с Тарасом Григорьевичем Шевченко».
Савичев был дружен с самыми известными в краю людьми. Но главные герои его произведений — простые казаки и степняки, веками жившие бок о бок. Его очерки — это бытописание уклада, образа жизни вольного яицкого народа.
Своеобразен и стиль изложения. Как пишет в предисловии к книге Николай Щербанов, «с детства он (Савичев) слышал своеобразную уральскую речь, в которой гармонично уживались и древние русские слова, пришедшие на Яик с севера Руси, и тюркские, влившиеся в нее из глубины степи. Появилось желание запечатлеть красоту земли и слова, поделиться ею с людьми... Много внимания писатель уделял фольклору, материальной культуре, обычаям и обрядам казахов, калмыков, башкир, татар и других народов».
На сцене филармонии звучали стихи и песни на стихи Никиты Савичева. А уральцы говорили об огромном значении воссоздания истинной истории и бережном отношении к памяти о событиях, происходивших в их родном краю. И это еще одно подтверждение того, насколько своевременна программа сохранения культурного наследия. Поскольку она востребована народом.
Людмила КОРИНА


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 20:53 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
27.04.2006.

О нашей жизни «непричесанная» книга
В уральском книжном магазине «Оптима» состоялась презентация новой книги нашего земляка, журналиста, писателя, краеведа Геннадия Доронина «Жизнь и смерть Буратино». Салон едва вместил всех книгочеев, а также друзей и коллег автора. Роман неоднозначный, и такой бурной дискуссии наверняка не вызывала ни одна презентация в «Оптиме». Равнодушных не было, а это ли не самая высшая похвала!
...Доронин забежал к нам в редакцию на минутку. Как всегда, подвижный, импозантный, насмешливо-громкий. Его не надо особо представлять — долгое время работал в районных газетах, в «Приуралке», а его передачи на местном телевидении, особенно о родном крае, будут еще долго вспоминать любители природы, старожилы. Много лет он является корреспондентом «Казахстанской правды». Уже более пяти лет, сменив прописку на столичную, все равно ежегодно приезжает в Уральск, чтобы принять участие в очередной экспедиции «По следам Правдухина», инициатором которой он и является. Но нынешний повод появиться в родных местах у него более чем серьезный — выход книги.
На вопрос, о чем она, вначале отшутился:
— Вот и Наталья Акимовна Сладкова, хозяйка книжного магазина «Оптима», спросила у меня: «У вас книжка художественная?». На что я ответил: «Надеюсь, что да».
Затем, посерьезнев, рассказал, что книгу эту он долго ждал, писалась она лет восемь — десять, а задумывалась еще в Уральске. Называется «Жизнь и смерть Буратино» — о человеке без рода и племени. Состоит из двух романов, каждый из которых содержит около десятка рассказов, объединенных единым замыслом, одним героем.
— Хотя это разные рассказы, — говорит автор, — хотелось подчеркнуть: все, что в них происходит, может случиться с каждым из нас. Во «Временн(ы)ом романе» рассказываю о времени, о людях, о себе немножко, о тех, кто попадает в необычные ситуации, испытывает удары судьбы. Сюжетом одного рассказа стала история двух бомжей, попавших весной на дачу и решивших переждать здесь половодье. Они забираются в погреб с соленьями, вернувшаяся хозяйка, не подозревая об их присутствии, захлопывает крышку, вода заливает дачу, они гибнут. Что в это время происходит с ними, что они испытывают, как действуют, об их взаимоотношениях, переживаниях и узнает читатель.
Книга издана в Павлодаре, иллюстрировала ее молодая талантливая павлодарская художница Наталья Крюкова. У нас с ней схожее зрение — именно такими я представлял своих героев. Очень интересна техника рисунка — графика шариковой ручкой.
— Вы ежегодно принимаете участие в экспедиции «По следам Правдухина» и нынешним летом пойдете в поход?
— В этом году будет уже десятая, юбилейная экспедиция. Я только одну пропустил. Душой и «мотором» этих экспедиций была и остается Елена Ивановна Тарасенко, депутат Мажилиса Парламента республики от Западно-Казахстанской области. В этом году должен быть очень интересный маршрут. Сначала мы пойдем по Ириклинскому водохранилищу до острова, где была станица Танылыкская — родные места Валериана Правдухина. Теперь остров носит его имя. Затем — более 200 километров на веслах по реке Сакмара до ее впадения в Урал. Все это будет на территории Оренбургской области. Кроме казахстанцев в экспедиции примут участие оренбургские исследователи во главе со знаменитым ученым Чивилевым, туристы, школьники. Подобные экспедиции дают очень много впечатлений, особенно для людей творческих.
— Есть ли еще задумки, над чем сейчас работаете?
— Да, тьфу-тьфу, не сглазить, — Доронин постучал по деревянному столу, — задумал я книжку о наших местах, рыбалке на Урале, озерах Приуралья, о мелких речках. Очень переживаю за свой край. Мне пришлось в Казахстане побывать повсюду, но лучше наших мест, нашего Уральска я ничего не видел. Всегда очень тоскую по Приуралью, ни дня не проходит, чтобы не вспоминал о нем. Уверяю, кто здесь хоть раз побывал, обязательно возвращается в эти места.
— Меняется ли Уральск?
— В городе происходят большие перемены. Уральск похорошел. Но неизбежно что-то теряется, многих примет 60-х годов уже не нахожу. Город стал более благоустроенным, сносятся мазанки, строятся современные дома — но это же веление времени, люди хотят жить лучше...
— Как складывается ваша творческая жизнь в «Казахстанской правде»?
— «Казахстанская правда» — лучшая газета в мире! — улыбается Доронин.
Конечно, нужно было задать еще пару вопросов о жизни в столице, но... он торопился — торопился к родным, друзьям, улочкам его детства, любимому Уралу. Что ж, удачи вам, Геннадий Николаевич, новых впечатлений, новых книг!
Ольга КУЛИК,
фото автора
г. Уральск


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Мир Абая
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 20:57 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
25.07.2006.

Мир Абая
Словами великого Ауэзова о великом Абае открывается небольшая книжечка, вышедшая в Уральске в издательстве ТОО «Оптима»: «Нашему поколению Абай, с его бессмертными творениями, вспоенными соками народной казахской и русской поэзии, представляется явлением поразительным». Точный эпиграф подобрал к этой своей работе автор — уральский писатель, краевед Жайсан Акбай. Свой труд он посвятил Году Абая в России, и в нем исследует не только жизнь и творчество поэта, а скорее весь культурный, исторический, нравственный феномен Абая, влияние его на сегодняшнюю жизнь в Казахстане. Он пишет: «Прошло много времени, сменилось несколько поколений, и мир стал другой со времени Абая. «Слова назидания» великого поэта, адресованные соплеменникам, дали свои плоды, послужили людям, прогрессу, стали ключом к разгадке тайн социального и политического, духовного ориентирования во время переустройства жизни и быта... У Абая — тончайший слух и глубокое внутреннее зрение высокого дарования... Каждая строчка его поэзии полна мысли, многостороннего активного воздействия на ум и сердце человека!..» Познакомившись с этой книжкой, читатель сам убедится в этом.
Вместе с этой интересной новинкой издательство «Оптима» выпустило и другую книгу — «Слова назидания» Абая. Причем откровения великого поэта напечатаны на двух языках — казахском и русском.
Примечательно, что ТОО «Оптима» печатает книги как художественные, так и публицистические, литературоведческие. Например, только за последнее время были изданы книги «Уральская старина» Н. Савичева, «Уральск — поэтическая родина Габдуллы Тукая» Р. Абузярова, «Джамбейтинские немцы» Г. Отебали и другие. Попутно заметим, что имя талантливого журналиста, литератора середины XIX века Никиты Савичева получила одна из улиц Уральска.
Интерес к творчеству Абая — великого поэта, мудреца — велик не только у казахстанцев. Готовится к выходу в свет книга Абая и в Оренбурге. Руководитель оренбургской организации Союза писателей России Николай Корсунов рассказал, что в нее обязательно войдут «Слова назидания», возможно и другие произведения. И это свидетельство того, что истинному таланту границы не помеха.
Николай БУРОВ


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Поэт, породнивший народы
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 21:22 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
28.12.2006.

Поэт, породнивший народы
В череде праздничных событий одним из самых знаковых стало открытие Дома-музея Габдуллы Тукая. Это очередной этап программы по сохранению памятных мест, связанных с уральским периодом жизни основоположника татарской литературы. В Уральске он провел свои детские и юношеские годы, учился, работал в типографии, участвовал в издании газеты «Мысль». Именно Уральск считается его поэтической родиной. Имя Тукая носит улица, на которой установлен его памятник. В августе этого года после реставрационных работ открыта Красная мечеть. В медресе при мечети и учился юный Тукай. Его духовным наставником стал имам Мутыгулла Тухватуллин. Его дом, где сейчас и расположен музей, был всегда открыт для будущего поэта.
В трех залах располагаются экспонаты, рассказывающие об эпохе конца ХIХ — начала ХХ века. Это уникальные издания, письма, фотографии тех лет. Часть из них перекочевала сюда из областного историко-краеведческого музея, музея «Старый Уральск», часть собиралась, что называется, всем миром. В одной из комнат полностью воссоздана обстановка дома Тухватуллиных. Здесь гостей встречал сам Габдулла Тукай. Его роль исполнял актер Казанского театра имени Камала Руслан Низамов.
На открытии музея аким области Нургали Ашимов говорил о том, что у казахского и татарского народов много общего в культуре. А сотрудничество по возрождению культурного наследия является свидетельством дружбы и согласия, которые воспевал в своих стихах Габдулла Тукай. На торжество приехала делегация из Республики Татарстан. В дар музею преподнесены книги, изданные в честь тысячелетия Казани. А в недалеком будущем в Уральск будут доставлены материалы из Казанского национального музея. Как рассказал председатель татарского культурного центра Ришат Хайруллин, намечено восстановить также медресе при Красной мечети.
Людмила КОРИНА


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Время первого снегопада
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 21:43 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
07.12.2007.

Время первого снегопада
Быть может, читатели помнят, что в нынешнем году «Книгочей» рассказывал о двух книжках поэтессы из Уральска Тамары Шабарениной, изданных в Уральске.
И вот новое творение моего любимого издательства «Оптима». Просто невозможно равнодушно пройти мимо альбома графики петербургского художника Рустама Вафеева «Уральск потаенный». Открываешь его и словно погружаешься в собственную память — так удивительно точно автор сумел передать в своих гравюрах ностальгию по прошлому. А кроме того, он счел необходимым предварить каждую работу — язык не поворачивается назвать это комментариями, скорее, лирическими заметками — тонкими, точными, поэтическими. В предисловии к альбому он пишет: «Изящные старинные постройки, ансамбли и улицы сегодня предстают хрупкой распадающейся формой, тонкой материальной оболочкой давно ушедшей и поэтому ставшей непонятной, чуждой современному обывателю культуры. Уральск еще можно рисовать, хотя это уже непросто... Старый Уральск словно прячется, уходит в себя, становится потаенным... Но есть особое время, когда старый Уральск может открыться и очаровать даже непосвященных. Это зимний, укрытый свежим снегом город... Старый город словно оживает. Вы слышите его тихий шепот, вы понимаете его язык, вы проникаетесь красотой его оправленных в иней бульваров, припорошенных снегом фасадов, тающих в морозной дымке улиц».
Не буду кривить душой, мне в этом городе известен если не каждый камень, то уж каждый дом наверняка — я родился в Уральске, но Вафеев, кажется, добивается, чтобы этот «каждый дом» стал интересным всякому, кто познакомился с его графическими сериями, и он был бы очарован неброской, но неповторимой красотой города. Художник пишет уходящую натуру, но его невысказанная надежда, мольба: люди, сохраните это чудо, не дайте равнодушию, глупости, а тем более злому умыслу возобладать над этой красотой!
Смотрю и не могу насмотреться на его ротонду, на доходный дом купцов Ванюшиных, Татарскую слободу, Крестовую улицу... Так и кажется, что из-за припорошенного снегом дерева на Саратовской улице сейчас выйдет угловатый подросток — я сам...
Когда я учился в школе, то из окон нашего класса было видно странное сооружение, похожее на каменную беседку. Но в беседке стоял памятник Некрасову, и место то называлось просто — Некрасовский садик. После уроков здесь нередко проходили кулачные бои — «один на один» — так было принято тогда отстаивать свое достоинство. Дрались до «первой слезы», до «первой крови», и нередко, пока двое выясняли отношения, своей очереди, мирно беседуя, дожидались еще две-три пары. Однажды дерущихся бросилась разнимать женщина средних лет, говоря при этом:
— Додумались, где кулаками махать! На Столыпинском бульваре! У ротонды!.. На этом месте Лев Толстой стоял, а вы!..
Что за Столыпинский бульвар, что за ротонда? Ни о чем подобном мы не слышали никогда. В школе мы проходили про Юлия Цезаря, Парижскую коммуну, Розу Люксембург и немного про Чапаева. Про Столыпина знали, что он «душегуб», от которого народ не видел ничего, кроме «столыпинских галстуков». А тут целый бульвар.
И женщина поведала нам историю создания бульвара, ротонды, в которой некогда был установлен бюст Александра Второго. О том, что давным-давно на этом месте было едва ли не болото, но наказной атаман Аркадий Дмитриевич Столыпин, отец будущего главы правительства России, задумал разбить здесь тенистый бульвар... И с помощью горожан воплотил свой замысел... Много потом знаменитых людей побывало здесь...
Не скажу, что нас, мальчишек, поразил этот рассказ, но мы, может быть, именно тогда поняли, что история началась не с залпа «Авроры» и даже не с Чапаева, что старые камни, как и люди, могут рассказать многое. Нужно только внимательнее смотреть вокруг.
Смотреть пристальнее, проникать в суть вещей и явлений, любить родной край, потому что краше него ничего нет на свете, — вот, мне кажется, чему учат листы этой графической серии.
Внутри альбом можно разбить на несколько подразделов. Один из них я назвал для себя так — «Деревья». Современному жителю Уральска, тем более приезжему, трудно представить, что некогда город практически не имел растительности. И только добрая воля горожан позволила в свое время превратить многие улицы Уральска в тенистые аллеи. Столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина был посвящен сад, до сей поры существующий. 14 апреля 1900 года по инициативе Общества друзей леса гимназисты, учащиеся всего города высаживали саженцы, и вскоре зашумели кронами клены, осокори, вязы. Сейчас от этого сада осталась только небольшая часть — и об этом тоже печалится художник. Его деревья на Казанской площади, Столыпинском бульваре, в куренях на Большой Михайловской полны невысказанной грусти, светлой, как первый снег, печали.
Заметки Вафеева, сопровождающие гравюры, самоценны, но вместе с рисунками они образуют целостное лирическое, я бы сказал, даже повествовательное полотно. Приведу еще один фрагмент этого текста: «От первых дней своего основания Яицкий городок — Уральск — периодически опустошали грандиозные пожары. Некоторые из них даже вошли в историю под собственными названиями — Шилихинский и Федулеевский... 11 июня 1807 года в очередном страшном пожаре выгорел чуть ли не весь город. На этот раз по приказу оренбургского губернатора князя Г. С. Волконского для Уральска был разработан регулярный план застройки и присланы топографы для его реализации на месте. После пожара 1821 года новая городская постройка была усовершенствована, и именно с этих пор Уральск уже навсегда обрел столь привычную для нас регулярную «правильность» улиц».
Нет нужды рассказывать обо всех двадцати двух гравюрах альбома, наверное, все-таки нужно найти возможность посмотреть и прочитать эти работы. Поверьте, они того стоят. Вместе с автором вы совершите светлое и грустное путешествие в поисках утраченного времени.
И последнее. Урок Вафеева, думается, еще и в том, что он как будто напоминает, что материальное и духовное нерасторжимо; хрупкость, незащищенность и даже обреченность одного дополняется силой и верой другого. Горько, что время и люди не щадят памятники, строения, целые города. Но наша надежда на то, что всегда найдутся люди, которые своим искусством, духовностью, если хотите, самоотвержением не дадут возобладать траве забвения.
Геннадий ДОРОНИН


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Уральцы помнят Льва Толстого
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 21:45 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
27.09.2008.

Уральцы помнят Льва Толстого
...Финал путешествия застал нас в народном музее «Старый Уральск», когда мы с несказанным любопытством рассматривали зуб мамонта. Он, кстати, оказался не таким уж и большим, как мне представлялось, и мог, наверное, спокойно поместиться на ладони.
Как и положено, именно в музеях странным образом сплетаются нити прошлого и настоящего. Например, этот зуб соседствовал со старинным шкафом начала позапрошлого века, а рядом лежал раскрытый на странице рассказа «За что?» томик Льва Толстого. Сами уральцы любят и знают эту трогательную историю любви ссыльного поляка Иосифа Мигурского и самоотверженной голубоглазой девушки Альбины. Знают, что они жили в одном с ними городе и, возможно, на одной улице, на той самой, по которой когда-то ходил Лев Николаевич Толстой. Он должен был обязательно пройти к ротонде, напомнившей мне античную беседку, возможно, он встретил там кого-нибудь и... Впрочем, мы уже пришли. Нам всего лишь нужно от ротонды пройти в глубь сквера для того, чтобы оказаться на территории нынешнего Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова, где и проходила международная конференция «Евразийское предназначение художественного и философского наследия Л. Н. Толстого», в которой мне посчастливилось принять участие.
Удивительно, с какой теплотой относятся в этом городе к личности великого яснополянца, как широко и разнообразно отмечалась дата памяти — 180-летие со дня рождения писателя. Это и музыкально-литературная постановка театра имени А. Н. Островского, и новые экспозиции в музее, и, конечно же, научная конференция.
Девятого сентября, в день рождения Льва Толстого, участников конференции в актовом зале университета имени М. Утемисова на пленарном заседании ждали ректор гостеприимного вуза Туякбай Рысбеков, исполнительный директор общественного фонда «Евразийский союз ученых» Андрей Голубев, известный писатель Николай Корсунов, член Союза писателей Казахстана Энгельс Габбасов и сопредседатель Координационного совета Санкт-Петербургского союза ученых Андрей Тимковский. Среди гостей были представители областного акимата и консульства России в Западном Казахстане. Председательствовал на заседании кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, русской филологии и перевода ЗКГУ Николай Щербанов, автор книги «Поехал я в Уральск...», рассказывающей о пребывании Пушкина на Уральской земле осенью 1833 года.
Во время небольшого перерыва, разделяющего заседание на две неравные по времени части, я получила возможность побродить по светлым коридорам незнакомого университета, приметить кабинет Пушкина и Абая, спустившись по лестнице на первый этаж, оказаться у бюста Махамбета.
Вторая часть пленарного заседания запомнилась ярким выступлением научного сотрудника музея-усадьбы «Ясная Поляна». Елена Викторовна Белоусова с удивительной теплотой рассказала об отношении Толстого к монастырю Оптина пустынь, что находится в Калужской области, oб интересе Толстого к старчеству, развивавшемуся там с XV века, о преподобном старце, которого писатель захотел увидеть в последние дни жизни...
Литературное присутствие Толстого в Казахстане стало темой доклада Татьяны Кривощаповой, доктора филологических наук, профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Она говорила о том, как многообразно было влияние Толстого на литературу: это и переписка с молодыми писателями, и влияние его мировоззрения и, конечно же, сюжетов его произведений, в том числе легших в основу казахстанских киносценариев. Редкое издание книги своего деда «Душа Толстого» подарил организаторам конференции Андрей Леонидович Тимковский.
Обдумывая услышанное и восхищаясь увиденным, я возвращалась в гостиницу. Нас встречал уже не ранний розово-белый Уральск, а послеобеденный пышно зеленый город в самом расцвете бабьего лета. Меня постоянно сопровождало странное ощущение, что я нахожусь в городе-музее, в котором, всего лишь меняя фильтры кинокамер, можно воссоздавать давно минувшую эпоху. Побывав и в уютном музее Пушкина, увидела мемориальную доску с именами в разное время посетивших Уральск Владимира Даля, Василия Жуковского, Льва Толстого. За дни, проведенные в этом замечательном городе, участникам научного мероприятия выдалась прекрасная возможность послушать концертную программу института искусств и казачьего хора.
...И все-таки любое путешествие достойно своего финала. Следующим утром, пройдя по маршруту гостиница — музей «Старый Уральск», мы оказались перед раскрытым томом произведений Льва Толстого. А уже через два часа Уральск зеленым островком мелькнул под крылом самолета...
Динара БАЙГОЗИНОВА,

г. Астана


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: «Свечи» неугасимый свет
СообщениеДобавлено: 15 дек 2009, 21:47 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 12:12
Сообщений: 5969
17.07.2009.

«Свечи» неугасимый свет
Созданный студентами Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова литературный салон «Свеча» расширил свои рамки. Теперь он проводит встречи и в народном музее «Старый Уральск».
На них собираются те, кого объединяет страсть к чтению. Помимо учащихся, это местные поэты и писатели, ученые, работники библиотек. Готовятся тематические выставки и литературно-музыкальные композиции. Вместе с руководителями издательства ТОО «Оптима» и одноименного книжного магазина, являющимися главными спонсорами музея, студенты университета собирают книги для сельских библиотек. С подарками они уже побывали в нескольких поселках. Это еще одно направление работы «Свечи», которая, как рассчитывают организаторы салона, будет «гореть» еще долго.
Людмила КОРИНА,

г. Уральск


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB