Музей "Старый Уральскъ"

Текущее время: 23 окт 2018, 07:17

Часовой пояс: UTC + 5 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2012, 12:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 янв 2012, 18:05
Сообщений: 9
А.И. Ригельман

"История о донских казаках"
По изданию Императорского Общества Истории и Древностей Российских.
Печатано: Москва, университетское издательство, 1846 год
Переиздано: Ростов на Дону, Ростовское книжное издательство, 1992 год

О приходе бежавших с Волги Козаков на Яик.
Об умножении Яицких Козаков.

О подробностях всех оных Ермаковых дел, если угодно кому обстоятельнее ведать, то благоволите читать об оном Сибирскую Историю, которая все его до Сибири принадлежащие действия обстоятельно описывает, а здесь упомяну только то, что немалое число воров скрылись от поисков и удалились с Волги, как и Ермак с товарищи, по разным местам, как-то: по-прежнему на Дон, иные на Куму и на Терек реки. Но из того числа шайки одна, состоящая в человеках 30, при Атамане своем Василье Гугнине (который также действительный Донской Козак был, а может быть, еще и станичный Атаман, потому что и доныне на Дону его прозвищем станица Гугнинская именуется) перешла на реку Яик, который был тогда, от времени нашествия и разорения иноплеменных, уже без обиталища и впусте состоящий, так равно как и на Дону до бытности там Донских Козаков, и там стан свой основали, как чаятельно, сначала пришед на Яик, во-первых, на урочище, которое называется Кош Яик, от устья оной реки вверх около 420 верст, и промышляли сначала рыбною и звериною ловлею, доколе лодок мореходных себе наделать могли. Потом, по умножении их, на Хвалынском, то есть на Каспийском море и по берегам оного разбои чинили, в кои времена, при возвращениях своих с добычи, уже по разным местам, как уповательно ближе к морю, станы свои имели и чаятельно ж сперва при самом устье оной реки, где ныне Гурьев городок, потом против разоренного бывшего Татарского города Сарачика, от Гурьева вверх верстах около семидесяти. Затем, все подвигаясь вверх для довольнейшего леса, находились от устья реки оной 200 верст на именуемом ныне прежней Кош Яик. В сии времена живущие близ оных мест в степях приобщались к ним в промыслы и общежительство Татары, и стали жен получать от них, а притом и на пленных, так равно и на Калмычках женились и детей приживали; но по тогдашнему их разбойническому обыкновению или по суеверию их, так точно, как и Донцы, оных убивали и в воду метали, что также несколько времени продолжалось.
После сих времен, как сами сказывают, что далее, то более людство их умножаться стало стекающимися от разных мест, и, согласясь потом, выбрали для житья своего при урочище Коловоротном, что близ помянутого прежде бывшего их первого Коша Яицкого, как-то: верстах около трех ниже оного заселились; иные ж из них объявляют, будто бы при устье речки Порубежной, что выше нынешнего их Яицкого города верст с сорок, а от моря будет верст с 515, первое селение учинили, что, де, было около 1584 году. Татары степные, видя их то, что они в их старинных местах уже жить стали и, подъезжая к их улусам в ночные времена на лодках, кибитки и пожитки их грабили, а жен и девок к себе увозили, усильно сего для, нападаючи множественным числом, побить и согнать их домогались, точию по сделанному тут ими земляному укреплению, достать их и обманом заманить к себе не в силах были, но сами откочевать от них принужденными нашлись.
С сих времен под именем Яицких Козаков известны стали.
О походе в Бухары Яицких Козаков, где и пропали.
Xvii ст.
В сии времена, как-то: чрез 27 лет, находясь на Яике, Козаки уже известны стали, и по оной реке Яицкими их проименовали, ибо усилились так и сделались столь отважны, что в состоянии уже были, от весьма немалого приумножения их, такими же воровскими людьми и беглыми гультяями в 1605 году в 1000 человеках идти в великую Бухарию и пограбить там Арап Хана Харасмской земли город Ургенс следующим способом: "Когда случилось десяти человекам купцам из того города отправиться в путь для купечества с Российскими, которые попались в руки Козакам при береге реки Яика, они убили из них 8 человек, а двух оставили живых с таким уговором, чтоб они им объявили точно о состоянии их города Ургенса и правда ли, что не бывает военных людей в сем городе чрез все лето, из коих один, который был родом из Туркестанской земли, уверил их, что во все лето не бывает вооруженных людей в городе и что на день езды оттуда есть степь с одной стороны города, с которой можно в него войти весьма способно, так что никто не увидит. Козаки тотчас собрались в 1000 человеках, а того купца употребили в проводники. Когда ж прибыли к Ургенсу, то прямо на самом рассвете пошли в город через ворота, называемые Мирча, которые на ту степь, и то так тихо, что когда хотели убить одного человека, который первый с ними встретился в городе, то их начал бранить, думая, что они были Ханские люди, крича им: "Что вы делаете, неверные? Я пожалуюсь на вас Хану, который вас велит всех перевешать". Однако Козаки его убили, и других городских жителей более 1000 человек, наклали около тысячи ж телег всякими дорогими вещами, а чего не могли увесть, зажгли и возвратились, взяв около 1000 человек женского пола в полон. Но Арап Махомед Хан, стоя на берегах реки Аму станом, уведомившися о их нападении, присек им заранее дорогу, где ожидал их в самом тесном месте пути их, и так защитил, что Козаки не могли прежде как по прошествии двух дней пробиться, да и то с потерянием своей добычи. Между тем Арап Хан, который не хотел Козаков отпустить столь дешево, выпередил другими дорогами, им неизвестными, и ожидал их паки в некотором другом тесном месте. Козаки уже не могли опять пробиться, хотя и все свои силы к тому приложили, а притом как почти безводное место там было, то у них и воды не стало. Сие их привело к такой крайности, что принуждены были пить кровь убитых своих товарищей, дабы несколько утолить свою жажду, которая их мучила. Надлежало уже им учинить последнее устремление, чтоб разбить "оборону Ханскую, но в том им столь удалось худо, что едва ушло 100 человек на берега реки Дарьи, именуемой по-Татарски Кгезим, где остановились по другую ее сторону, неподалеку от города Тука, станом и питалися рыбною ловлею, ожидая благополучного случая возвратиться восвояси. Хан, уведомившись по 15 днях о месте их пребывания, послал туда своих людей, и оные их оттуда согнали, и, как историк описует, будто б всех побили" (о сем точно уведомляет родословная история о Татарах).
Яицких же Козаков повествование гласит, что когда они от Коловоротного урочища переселились верст на 10 выше, на урочище ж Орешное, с оного места с общего совета Атаман их, прозываемый Нечай, с 500-ми Козаков пошел для добычи до Татарского города Хивы, и оным в такое время, когда Хан Хивинский со всем войском своим на неприятеля своего войною ходил, без всякого почти сопротивления городом и всем тамошним богатством обовладал, а Ханских жен в полон взял; но во время возвращения своего на пути, за обременением многою и богатою добычею, поспешить уходом своим не мог, ибо Хан, как скоро получил о том уведомление, то чрез три дня настиг его на самой переправе Сыр-Дарьи реки, и чрез жестокое сражение Нечая того со всеми его людьми побил, и, пограбленное ими имение забравши, назад возвратился, о чем в войске Яицком потом чрез ушедших от поражения того трех Козаков уже было извещено.

О начальном поселении Яицкого Козацкого войскового города Яика.
О вторичном походе Козаков для добычи в Хиву, где также пропали

Потом чрез несколько времени перешли на 50 верст выше по Яику ж, к устью реки Чагана, на то самое место, где ныне их Яицкий Козачий город находится, в расстоянии от моря в 575-ти верстах. Утвердившись тут селением и еще в людстве гораздо умножившись, один из них, как они ж повествуют, по прозванию Шемай, прибрав себе в товарищество человек до 300, возымел такое ж намерение, как и Нечай, раздобыться добычею от Татар. Они, согласясь, пошли на Хиву и, шед к Сыр-Дарье реке, нечаянно на степи напали на Калмыков, кои там тогда кочевали. Калмыки их осилили и. Атамана их Шемая с несколькими Козаками захватя, одного его у себя удержали за то, что Козаки двух Калмычат, нашедших на степи гулебщиков, неволею в проводники себе взяли, требовали оных от Козаков на смену их Атамана, но Козаки Калмычат не отпустили и Атамана своего не выручили, объявя им, что у них и все - Атаманы, пошли сами вперед путем своим, но чрез незнание свое не попали к Сыр-Дарье, на брод Шемаев, а пришли к Аральскому морю, где за наступлением зимнего времени зимовать и за недостатком съестных запасов сносить преужасный голод принуждены были, отчего, наконец, друг друга умерщвляли, ели, а иные с голоду умирали, оставшие ж посылали к Хивинцам с прошением, чтоб их к себе взяли и спасли б их тем от смерти. Хивинцы, прибыв к ним, к себе их побрали, но там они все погибли; помянутый же Атаман Шемай спустя времени несколько Калмыками привезен и отдан в Яицкое войско.
После сего вор и бунтовщик Донской Козак Иван Заруцкой, обще с женою двубывших Самозванцев Лжедмитриев и с сыном ее и с сообщниками-изменниками ж своими бежавший от поимки, на Яике был и, пойманный там, в Москву отведен; о подробнейшем же повествовании о нем ниже, в своем месте, описано, а здесь возвращаюсь к прежнему описанию.

О препоручении Яицких Козаков себя в подданство Российское

Козаки, живущие по своей воле на Яике, вознамерились, наконец, как-то: уже чрез 35-ть лет прибегнуть под покров Российской державы, и объявить о себе, и принесть свою повинность Царю и Господарю Московскому, послали сего для с общего приговору своего двоих Козаков, одного Русского, а другого Татарина, в Москву просить, чтоб принять их в подданство Российское, обещаяся служить великому Государю Царю и наследникам Его и всей России во всякой верности, прося притом милостивого защищения, которое прошение и было милостиво принято. И на то посланною Его Царского Величества, Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, грамотою на Яик пожаловано с тем, что они, живучи тут, по учинении присяги Великому Государю и наследникам его, служили верно и во всякие службы Его Царского Величества были б неотрицательны.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB